Городские электробусы: Может ли Украина перенять опыт Беларуси

В украинских городах единичные экземпляры электробусов лишь начинают осваиваться, в то время как в столице соседней Беларуси счет таких машин идет на десятки. Оправдывает ли себя новый вид транспорта?

Тренд на электромобильность постепенно распространяется с личных авто на общественный транспорт. Все чаще в мире местные и государственные власти задумываются над тем, чтобы задействовать на коротких городских маршрутах автобусы не с двигателем внутреннего сгорания, а более экономичные в эксплуатации электробусы. Безусловным лидером по производству и использованию этого вида транспорта является Китай. На территории страны находятся 95% мировых запасов лития, используемого в качестве основного компонента батарей для электрокаров и электробусов.

Что имеем в Украине
На улицах украинских городов электробус – практически невиданный гость, и чаще всего – это тестовые экземпляры. Первым городом, в котором он начал курсировать на маршрутах, стал Львов. Единственный электробус местного производства “Электрон” Е191 в 2015 году город приобрел почти за 10 млн грн. Сейчас он работает на троллейбусном маршруте №9. Самое дальнее расстояние, которое электробус смог преодолеть без подзарядки – маршрут Львов – Каменец-Подольский протяженностью порядка 320 км. В режиме городского движения с полной загрузкой машина может преодолеть на одном заряде до 225 км.

Вторым городом, получившим маршрутный электробус, в декабре 2018 года стал Киев

. В столице на маршруте №599 курсирует китайский Skywell, который взяло в аренду столичное транспортное предприятие. 8,5-метровый автобус способен преодолеть без подзарядки до 300 км, зарядка производится ночью. Автобусы этого же производителя в течение последнего года тестировали в Виннице, Житомире, Полтаве.

Почему новому виду транспорта пока не удается завоевать рынок? Самый главный вопрос – стоимость таких автобусов и замены их аккумуляторов.

В прошлом году журналисты DW посчитали, что в условиях реальной эксплуатации электробус за счет дешевизны электроэнергии и эксплуатационного обслуживания способен окупить разницу в затратах по сравнению с дизельным автобусом за 6 лет. При этом в качестве образца для подсчетов был взят львовский электробус Е191. Однако они не учитывают затрат на замену батареи.

В “ГосавтотрансНИИПроекте” приводят свои расчеты. Там выяснили, что при стоимости китайского электробуса большой вместимости на украинском рынке около 320 тыс. долл. окупаемость по сравнению с аналогичным автобусом с ДВС (ориентировочная цена – 140 тыс. долл.) составляет 7-8 лет. При этом необходимость замены аккумулятора может появиться через 8-10 лет. Цена вопроса для электробуса большой вместимости – 80-100 тыс. долл. Таким образом, в 10-летней перспективе эксплуатант получает убыток порядка 60 тыс. долл. по сравнению с использованием обычного дизельного автобуса, утверждают в НИИ.

Удешевить машину может производство (либо его локализация) в Украине. В Министерстве инфраструктуры Украины надеются, что рывок в этом направлении произойдет после принятия закона об электромобилях (№8159 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине”).

“Если мы сможем принять закон, который МИУ разработало совместно с народными депутатами, правительством, экспертами и бизнесом, мы откроем для Украины огромные возможности по производству электрокаров, электробусов. Это не просто импорт, это производство батарей, зарядных устройств”, – заявил глава ведомства Владимир Омелян в ответ на вопрос ЦТС. Позже министр добавил, что МИУ уже ведет переговоры о совместном производстве китайских электробусов в Украине

Оставить комментарий

   Меню сайта

   Транспорт Харькова 


Транспорт Беларуси