Скоростной железнодорожный транспорт в Украине

Скоростной железнодорожный транспорт в Украине — железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью до 200 км/ч. Движение таких поездов осуществляется по обычным железнодорожным путям, используемыми также грузовыми поездами.

При СССР и в первые годы независимости основные дальние железнодорожные перевозки осуществлялись ночными поездами. Объёмы пассажирских перевозок в 90-ые годы существенно падали. Внедрение скоростных и ускоренных поездов тесно связано с именем Георгия Кирпы. Было показано, что один вагон дневного поезда (68 мест) на большинстве направлений может перевезти в 2,5 раза больше пассажиров, чем плацкартный (54 места) за счет полного оборота за сутки. Это существенно улучшало экономику перевозок. Программа запуска скоростного движения началась в июле 2002 с запуском скоростного поезда Киев-Харьков.

До 2002-го пассажирские поезда в Украине не ездили быстрее 120 км/ч, несмотря на то, что все пассажирские локомотивы и вагоны сконструированы в соответствии с отраслевым стандартом на скорость движения до 160 км/ч.

Собственно скоростными поездами (максимальная скорость до 160 км/ч) сейчас являются поезда на следующих направлениях:
Киев — Полтава — Харьков (Hyundai) -3 раза в день;
Киев — Лозовая — Донецк (Hyundai) -2 раза в день;
Киев — Коростень — Львов (Hyundai) -1 раз в день;
Киев-им. Шевченко-Днепропетровск (Hyundai) — 2 раза в день;
Харьков — Лозовая — Донецк -2 раз в день;
Донецк-Днепропетровск — 2 раза в день.

Интерсити+
Для их запуска было проведена существенная реконструкция инфраструктуры, в том числе электрификация, увеличение радиуса кривых, перекладка пути, внедрение стрелок с непрерывной поверхностью качения.

Кроме перечисленных поездов, существуют ускоренные (максимальная скорость до 120 км/ч):
Киев — Хмельницкий
Киев — Львов
Киев — Каменец-Подольский
Киев — Могилев-Подольский
Киев — Винница
Киев — Жмеринка
Киев — Полтава
Киев — Кременчуг
Киев—Сумы
Киев—Тернополь
Одесса — Винница
Харьков — Кременчуг—им. Шевченко
Харьков — Симферополь
Харьков—Сумы
Днепропетровск — Симферополь
Донецк—Симферополь.

Значительная часть перевозок выполняется электропоездами повышенного комфорта, многие из которых по скорости сопоставимы с ускоренными. Скоростное движение на Украине по скорости значительно уступает Западной Европе. Но, с другой стороны, цена доступна для всех слоёв населения. Таким образом, дневные поезда конкурируют в основном не с авиа-, а с автотранспортом.

В соответствии с принятой в странах Европы и СНГ практики движение пассажирских поездов со скоростью до 140 км/ч может совершаться на существующих линиях рядом с грузовым движением. В то же время участки, предназначенные для пропуска скоростных поездов со скоростью 161-200 км/ч, должны, как правило, освобождаться от грузового движения для предотвращения разрушения главного пути из-за чрезвычайной нагрузки на неё.

В 2005-2015 годах согласно программы внедрения скоростного движения намечается внедрение движения пассажирских поездов со скоростями до 200 км/ч на линиях общей протяжённостью 2593 км.
Предполагается запуск скорых поездов и в Одессу.
Для пропуска со скоростью 200 км/ч локомотивов и вагонов обычного типа минимальный радиус кривой должен равняться не менее 1910 метров. Тем временем большинство кривых на направлениях, где намечен пуск скоростных поездов, радиус кривых составляет 500-700 метров. Увеличить радиус до 1910 метров можно только в отдельных местах, а в большинстве случаев довести его до нормативов невозможно. Решением является специальный подвижной состав с принудительным наклоном кузова в кривых.
В направлении скоростного движения железная дорога сегодня пересекается с автомобильными дорогами в большинстве своём на одном уровне (~ 87%). Поэтому переезды с малым объёмом движения будут закрыты, а другие переезды специально оборудуют.

Столичный экспресс
В апреле 2011 Мининфраструктуры Украины огласило планы по созданию скоростного железнодорожного маршрута на направлении Киев – Москва. Рабочее название проекта – “Славутич-Сапсан”, общая длина пути составляет 830 километров. Большая часть скоростной железнодорожной магистрали пройдет по территории России (510 км). Предварительная оценка стоимости реализации проекта – $10 млрд. [1]
Май 2011 года. Украинские железные дороги и РЖД договорились о создании скоростного железнодорожного сообщения между столицами Украины и России. Согласно планам, железнодорожные пути позволят поезду проезжать это расстояние за 4 часа. Изначально планировалось, что в качестве подвижного состава будет работать скоростной поезд Сапсан, однако теперь уже ясно, что это будет другой поезд-Talgo.[2]

[1]-http://www.biletnasapsan.ru/news/id_32765
[2]-http://www.biletnasapsan.ru/news/id_33136

Читайте также Нумерация мест в поезде Hyundai
Расписание и стоимость поездов Hyundai

   Меню сайта

   Транспорт Харькова